Приметы и заговоры на деньги: откуда в русском бизнесе столько мистики
В процессе многочисленных собеседований наш портной, претендующий на эту должность, обнаружил, что: а) его профессиональные качества оценили по достоинству, б) решение о найме с испытательным сроком было принято лишь после того, как владелица бизнеса убедилась, что дата рождения кандидата благоприятна с точки зрения нумерологии .
Мы окружены огромным количеством неадекватов, с которыми имеем сложные экономические отношения. По данным прошлогоднего опроса ВЦИОМ, 31 % россиян верит в существование у отдельных людей способностей к колдовству и наведению порчи (в 2015-м в это верили 48 %). Казалось бы, мистицизм в обществе понемногу снижается. Однако есть одна неприятная деталь. В 2015 году «не определились» по этому вопросу 8 % опрошенных. А в 2019-м таких было уже 22 %.
«…я учу его не бизнесу. Я учу Грефа и некоторых топ-менеджеров, и клиентов банка, внутренней инженерии для достижения равновесия и личного благополучия. Речь идет только о внутренней трансформации. Я не даю никаких бизнес-советов по руководству банком. Моя основная работа – внутренняя инженерия, переключение измерений в способе восприятия жизни. Важно понимать, что лидерами становятся за счет внутреннего баланса и проницательного ума, а не благодаря каким-то бизнес-стратегиям».
«ДНК успеха» (здесь читатель может вставить любую экспрессивную лексику) – вот что интересует мировых и российских предпринимателей. Если уж большие дяди, повседневно окруженные колоссальными деньгами, склонны к разнообразной мистике, то уж маленьким дядям (и тетям) строящим свои предприятия на нижних и средних этажах российской экономики, сам бог велел делать это «в гармонии со вселенной».
О глубине проникновения мистицизма в общественное сознание по социологическим опросам судить не совсем корректно. Отвечая на вопросы, респонденты не всегда искренни. Вот если бы кто-то провел полевые исследования, во время которых испытуемые не знали бы, что их испытывают… К сожалению, российская наука мало изучает суеверия, у нее есть более важные дела.
Однако одно такое исследование откопать удалось. В 2015 году доктор философии, религиовед, доцент Российского государственного социологического университета Ольга Лобазова умудрилась вместе с добровольцами провести небольшой эксперимент , во время которого перед прохожими в Москве и Балашихе запускали черную кошку, фиксировали их поведение и только потом проводили с ними интервью.
Автор эксперимента сообщает, что его результаты нельзя считать статистически достоверными, потому что корректная организация ситуации «черная кошка переходит дорогу» чрезвычайно трудна. Исследователям удалось получить только 82 экспериментально чистых образца реакции людей (49 женщин и 33 мужчин). Однако и их мы можем считать достаточно показательными. Результаты таковы:
Когда с двумя несуеверными прохожими провели интервью, оказалось, что один из них кошку просто не заметил. Узнав, о том, что животное перешло ему дорогу, он расстроился и решил, что теперь у него определенно будет неудачный день. Второй прохожий на вопрос: «Почему вы не отреагировали на черную кошку?» ответил: «Потому что это суеверие». Он такой оказался один (!) из восьмидесяти двух.
Однажды ученые провели в Астраханской области опрос на тему веры в оккультные практики. 45 % опрошенных сообщили, что им лично приходилось обращаться за магическими услугами, или это делал кто-то из их близких. 3 % результатами были «частично» удовлетворены, 21 % – «не удовлетворены», а 15 % – «абсолютно удовлетворены». 30,4 % опрошенных мужчин обращались к магам «для успеха в карьере, бизнесе». Среди женщин таких нашлось всего 6 %.